Нервная анорексия – симптомокомплекс расстройства пищевого поведения, направленного на уменьшение веса. В его основе лежат нарушение идеаторно-аффективной сферы, которые и определяют нозологическую принадлежность синдрома нервной анорексии. Именно поэтому нервная анорексия кодируется по МКБ-Х в рубрике «Поведенческие синдромы, связанные с физиологическиами нарушениями и физическими факторами» под шифрами F50 (нервная анорексия) и F 50.1 (атипичная анорексия).
Синдром является характерным для девочек в периоде полового мераморфоза, однако, за последние годы отмечено его появление у детей обоего пола в допубертатном возрасте, что говорит о тяжести психического расстройства.
Нарушения идеаторно-аффективной сферы, являясь первичными, определяют и нозологию заболевания: доминирующая и навязчивая идея похудеть характеризует невротический уровень заболевания, сверхценная – психопатический, бредовая – психотический.
Преморбидная характеристика будущих пациенток соответствует и нозологии. Неуверенные, тревожные, зависимые черты личности невротического уровня, высокий уровень притязания с переоценкой собственных возможностей по его достижению, ригидность, наличие малого выбора стратегии реагирования как на эмоциональном, так и на когнитивном и поведенческом уровне, характеризуют возможных пациенток, способных сформировать сверхценные или бредовые идеи.
Формированию синдрома нервной анорексии способствуют особенности пубертатного периода:
Критериями установленного диагноза «нервная анорексия» являются:
Семьи подростков, страдающих нервной анорексией характеризует:
Диагностика и лечение нервной анорексии проводится по совокупности поведенческих, идеаторно-эмоциональных и соматоэндокринных расстройств в направлении установок как нозологического диагноза, так и уровня дистрофии, поэтому в этом процессе должны участвовать специалисты разных профилей (команда): психиатр, психотерапевт, педиатр или терапевт, гинеколог, диетолог. В зависимости от нозологической принадлежности и тяжести соматического состояния решается вопрос о выборе стационарного или амбулаторного лечения, первичности реанимационных мероприятий или использования психотропных препаратов.
На всех этапах терапии необходимым элементом является индивидуальная или семейная психотерапия.
При недооценке уровня идеаторно-эмоциональных нарушений может произойти восстановление веса, когда возможно развитие булемии как показателя наличия нерешенных личностно-эмоциональных проблем.
Реконвалесценция более полная достигается только при условии достаточной терапии на всех уровнях: весовом, идеаторно-аффективном (поведенческом и реанимационном), личностном и семейном.
Синдром является характерным для девочек в периоде полового мераморфоза, однако, за последние годы отмечено его появление у детей обоего пола в допубертатном возрасте, что говорит о тяжести психического расстройства.
Нарушения идеаторно-аффективной сферы, являясь первичными, определяют и нозологию заболевания: доминирующая и навязчивая идея похудеть характеризует невротический уровень заболевания, сверхценная – психопатический, бредовая – психотический.
Преморбидная характеристика будущих пациенток соответствует и нозологии. Неуверенные, тревожные, зависимые черты личности невротического уровня, высокий уровень притязания с переоценкой собственных возможностей по его достижению, ригидность, наличие малого выбора стратегии реагирования как на эмоциональном, так и на когнитивном и поведенческом уровне, характеризуют возможных пациенток, способных сформировать сверхценные или бредовые идеи.
Формированию синдрома нервной анорексии способствуют особенности пубертатного периода:
- фиксация на телесных изменениях, их влияние на настроение и самооценку;
- значимость семейных отношений для позитивной полоролевой индентификации («идеальная семья» - родители позитивно подчеркивают полоролевое поведение друг друга и аналогично поддерживают подростка в обретении половой роли);
- значимость отношений «по горизонтали», особенно с представителями противоположного пола.
Критериями установленного диагноза «нервная анорексия» являются:
- устойчивое снижение веса ниже 15% от необходимого или снижение индекса массы тела ниже 17,5;
- наличие страха поправиться и мысли о необходимости похудеть, вследствие чего изменяется пищевое поведение;
- борьба с аппетитом, увеличение двигательных нагрузок вплоть до изнурения;
- искажение образа тела, которое воспринимается как более толстое нежели в реальности, что в свою очередь, подкрепляет основную идею;
- соматоэндокринное нарушение, приводящее в динамике к дистрофии I-III степени и к кахексии;
- олиго- и аменорея, отставание или прекращение полового метаморфоза.
Семьи подростков, страдающих нервной анорексией характеризует:
- наличие длительного скрытого или явного конфликта между родителями, включающим в себя пищевое поведение и телесное «Я» друг друга;
- высокий уровень притязаний, проецируемых на подростка;
- в воспитании подростка преобладает негативная критика, отсутствуют поддержка и поощрение;
- проекция на подростка собственные нежелательные качества, переоцениваются проецируемые возможности и игнорируются его истинные позитивные характеристики.
Диагностика и лечение нервной анорексии проводится по совокупности поведенческих, идеаторно-эмоциональных и соматоэндокринных расстройств в направлении установок как нозологического диагноза, так и уровня дистрофии, поэтому в этом процессе должны участвовать специалисты разных профилей (команда): психиатр, психотерапевт, педиатр или терапевт, гинеколог, диетолог. В зависимости от нозологической принадлежности и тяжести соматического состояния решается вопрос о выборе стационарного или амбулаторного лечения, первичности реанимационных мероприятий или использования психотропных препаратов.
На всех этапах терапии необходимым элементом является индивидуальная или семейная психотерапия.
При недооценке уровня идеаторно-эмоциональных нарушений может произойти восстановление веса, когда возможно развитие булемии как показателя наличия нерешенных личностно-эмоциональных проблем.
Реконвалесценция более полная достигается только при условии достаточной терапии на всех уровнях: весовом, идеаторно-аффективном (поведенческом и реанимационном), личностном и семейном.
Александрова Н.В.